logo-МИК logo-МИК

home | карта сайта

ТЕХНИКА НА ГРАНИ — Журнал «Прямые инвестиции» № 04(48) 2006), стр.21

         Износ основных фондов строительного комплекса России приближается к 50%. Обеспечение планов наращивания жилищного строительства потребует как ввода дополнительных мощностей в строительный комплекс, так и замены уже имеющихся. Немногие компании способны самостоятельно закупать оборудование. Строительство — это высокорисковый вид деятельности и ставки кредитования в отрасли выше среднерыночных, а если учесть низкую доступностью «длинных» денег и бухгалтерскую непрозрачность потенциальных клиентов, то можно говорить о небольшой вероятности заимствований такого рода.

         Лизинг — наиболее подходящий механизм кредитования капвложений в обновление фондов отрасли, поскольку риски, а, следовательно, и ставки по займам остаются на приемлемом уровне. Оперативный лизинг — это еще и удобный инструмент для краткосрочного использования техники и оборудования строительными компаниями. Лизинговые платежи, списываемые получателями оборудования на затраты, позволяют более равномерно распределять его стоимость, снижая уровень возможных кассовых разрывов между вложениями в незавершенное строительство и, например, поступлениями средств от дольщиков. Дополнительным стимулом для увеличения объемов лизинговых операций является высокая ликвидность строительной техники и оборудования. Весьма развит вторичный рынок, способный потреблять объекты сделок по завершению лизинговых соглашений или в случае их досрочных приостановок.

         Российский рынок «строительного» лизинга демонстрирует уверенный рост. По результатам девяти месяцев 2005 года объем сделок составил $684 млн. против $343 млн. годом ранее. Изменилась и структура рынка: если в 2004 году основная его часть ($201 млн. из $343 млн.) приходилась на дорожно-строительную технику, то 2005-й стал годом строительного оборудования ($415 млн. из $684 млн.). Подъем деловой активности сопровождался ростом конкуренции. Лизинговые компании сокращали процентные и комиссионные ставки, что снижало их рентабельность. При этом жесткая маркетинговая политика (открытие филиалов и представительств в других регионах, наращивание штата сотрудников, проведение рекламных акций) привела к увеличению затрат на одну сделку.

         Сейчас на рынке лизинга стройтехники и оборудования действует более 80 предприятий. В десятке крупнейших игроков присутствует только одна специализированная компания — ФГУП «Росдорлизинг», оперирующая преимущественно в сегменте дорожно-строительной техники.

         Из 25 фирм-лидеров сектора у девяти в лизинговых портфелях преобладали контракты по дорожно-строительной технике (две компании — «ДельтаЛизинг» и «ММБ-Лизингк занимали исключительно ею), у остальных — операции со строительным оборудованием. Объем предстоящих платежей в целом по рынку оценивался в 65,1 % от совокупной суммы текущих контрактов, то есть операции по преимуществу находились в активной стадии. Наиболее динамично развивалась краснодарская Муниципальная инвестиционная компания, увеличившая лизинговый портфель более чем в 3,6 раза.

         Согласно данным компаний об объемах текущих сделок, крупнейшим игроком по результатам девяти месяцев 2005 года оказалось ОАО «Главлизинг» (до июня 2005 года «КамАЗ-Лизинг»), с показателем, немногим превышающим $55 млн. Фирма более чем вдвое нарастила объем портфеля текущих сделок в течение 2005 года. Сумма предстоящих платежей по этим контрактам составляет $42,4 млн. Большую часть портфеля сделок «Главлизинга» занимала дорожно-строительная техника — $44,3 млн. (80,5%), а общая численность машин на балансе общества превышала 3 тыс. единиц.

         Держателями крупнейших портфелей контрактов по поставке строительным оборудованием стали компании «Балтийский лизинг» и Ассоциация лизинговых компаний «Промсвязьлизинг» — $44,8 млн. и $47,1 млн. соответственно.

На главную >>                           в раздел «ПРЕССА О НАС» >>

Страницы

       © АО "Муниципальная инвестиционная компания", 1998 - 2016