logo-МИК logo-МИК

home | карта сайта


ОАО «МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ» - ЛИДЕР СРЕДИ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В ЮФО - Газета «Краснодарские Известия» 20 сентября 2005 года, стр. 9

         На пересечении улиц Ленина и Красной, рядом с Театром кукол, на первом этаже здания номер 33 находятся две организации с похожими названиями и общей сине-голубой стилистикой логотипа. И если с первой - ООО "Муниципальная страховая компания г. Краснодар" - многие краснодарцы уже познакомились, оформляя полисы обязательного медицинского страхования, то информации о второй - ОАО "Муниципальная инвестиционная компания (МИК)"- гораздо меньше. По этому поводу в МИКе шутят, что "деньги любят тишину". Так ли это на самом деле, нам расскажет заместитель генерального директора ОАО “МИК” Каклюгин Максим Владимирович.

         - Максим Владимирович, чем же занимается "Муниципальная инвестиционная компания"?
         - Одним из учредителей и крупнейшим собственником - акционером ОАО "Муниципальная инвестиционная компания" является администрация муниципального образования город Краснодар. Основной деятельностью ОАО "МИК" является лизинг или финансовая аренда. Суть ее заключается в приобретении основных производственных средств для предприятий и предпринимателей города, Краснодарского края и всего Северного Кавказа с последующей передачей их в аренду с правом выкупа.
         - Почему лизинг так популярен сегодня? Почему не кредит?
         - Дело в том, что лизинг выступает альтернативой банковскому кредитованию в том случае, когда предприятие по какой - либо причине не может или не хочет получить кредит. Во всем мире лизинг - это инструмент, предназначенный для обновления основных производственных фондов предприятия. У него "'есть свои специальные - возможности - ускоренный коэффициент амортизации, упрощенные требования по обеспечению. Таким образом, лизинговые компании не являются конкурентами банкам: мы оказываем услугу, обладающую уникальной спецификой.
         Бурное развитие лизинга в России и на Кубани не вызывает удивления - это тот самый случай, когда все заинтересованные стороны в выигрыше. Ведь бизнесмены получают возможность увеличивать производственные мощности и обновлять автопарк, получая при этом различные налоговые льготы. В результате растет производственная база, растет производство товаров и услуг, увеличивается количество рабочих мест, и, как следствие, в абсолютном выражении растут налоговые поступления в бюджеты различных уровней. Таким образом, государство тоже не в накладе, выигрывают и граждане - потребители товаров и услуг.
         Сознавая положительный эффект лизинга для развития реального сектора экономики, государство предоставляет лизинговым компаниям ряд преференций. Основная - возможность ускоренной амортизации приобретаемого по лизингу имущества.
         Здесь уместно отметить, что власти Краснодарского края, сознавая преимущество лизинга, создали самые благоприятные условия для его развития на Кубани. Например, сельскохозяйственные лизинговые проекты для сельхозпроизводителей, а также получившие статус одобренных краевой администрацией, субсидируются из краевого бюджета.
         Конечно, все эти льготы ОАО "МИК" "перекладывает" на лизингополучателя, и в случаях, когда наша комиссия ниже 2%, расчетная ставка лизинга для наших клиентов получается даже ниже ставки привлечения денег по кредиту в банке.
         - Какие это случаи?
         - Ставка комиссии ОАО "МИК" не является фиксированной величиной и подлежит обсуждению в каждом конкретном случае. Чем меньше рисков по проекту, чем меньше у нас вопросов к платежеспособности потенциального клиента, тем ниже ставка. Определенно скажу одно: наша комиссия редко бывает больше 2,5% от стоимости оборудования без НДС, а зачастую меньше.
         - Многие в городе называют вашу компанию "муниципальная лизинговая" или "городская лизинговая". А как же инвестиции? Может, пора переименоваться?
         - Не думаю. Занимаясь лизингом, не забываем развивать и другие инвестиционные схемы. Так, совместно с партнерами из холдинговой группы "Автобан" нами был организован облигационный займ на общего эмитента - ООО "Автобан - Инвест". Поручителями по займу выступили ОАО "МИК", ЗАО "Инко-АМД", ОАО "Автобан", ООО "Автобан-Строй" и ООО "Автобан - Мост". Данный проект; направленный на привлечение денежных средств с фондового рынка России для финансирования реального сектора экономики Кубани, является в какой-то мере пилотным и может служить примером для организаций "средней руки" активнее выходить на фондовый рынок и использовать все возможные инструменты по привлечению инвестиций. Ведь до нашего облигационного займа, у нас в крае было два эмитента - ОАО "ЮТК" и администрация Краснодарского края. При этом, если корпоративный заемщик - ОАО "ЮТК" относится среди профессионалов - фондовиков к "голубым фишкам", то в нашем случае мы предприняли попытку продать на открытом рынке облигации "третьего эшелона", и для нас это был серьезный вызов.
         - Тяжело приходилось?
         - Только в самом начале. Многие московские аналитики были полны скепсиса по поводу размещения бумаг ООО "Автобан - Инвеста", предрекали крах нашему начинанию. Ведь кроме низкого статуса облигаций, эмитент был региональный, с точки зрения столичных менеджеров периферийный, малоизвестный. Помню, как в декабре прошлого года мы обивали пороги почти всех крупных столичных инвестиционных банков - игроков фондового рынка - убеждая их в надежности поручителей и их положительной репутации в пределах края. Понимая, что для вхождения в любой рынок надо предлагать некую плату за "пересечение барьеров", предлагали высокую доходность -18 и даже 19% годовых. Ведь главной целью организаторов выпуска являлось не столько привлечение ресурсов, сколько заявить о себе на рынке и заработать кредитную историю. Несмотря на очень высокую ставку, продажи поначалу шли медленно.
         И снова не обошлось без положительного вмешательства краевых властей: в декабре 2004 Законодательное собрание приняло постановление "О порядке субсидирования (возмещения) за счет средств краевого бюджета Краснодарского края части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, выпущенных инвесторами для реализации инвестиционных проектов", а в мае 2005 его утвердил глава администрации края. Одна только эта новость, плюс наши с эмитентом аккуратные выплаты квартальных купонных платежей в корне изменили ситуацию с продажами. Уже начиная с середины марта все продажи на бирже ММВБ проводились по цене выше номинала со средней доходностью 14,5% годовых. В итоге на сегодняшний день проданы все 250 тысяч облигаций, т. е. более 250 млн. руб. направлены на финансирование инвестиционных проектов на территории Кубани.
         - Уже подвели итоги полугодия?
         - Да, они весьма позитивные. За первые два квартала текущего года нам удалось профинансировать более 130 лизинговых договоров на сумму свыше 420 млн. рублей, что эквивалентно результату, достигнутому за весь 2004 год. "Работающий" лизинговый портфель превысил 830 млн. рублей. И это, не считая лизингового договора по поставке самолета на ОАО "Авиационные линии Кубани". Так что темпы роста компании сохраняются на уровне 200% в год.
         - Поясните, о каком самолете идет речь?
         - Ту-154 М. Этот авиалайнер уже изготавливается в Самаре специально для ОАО "Авиационные линии Кубани", кредитором по проекту выступает Сберегательный банк РФ, а лизинговую схему обеспечивает ОАО "Муниципальная инвестиционная компания". Пока предмет лизинга только изготавливается, некорректно было бы заносить его в "наш портфель".
         - Значит, скоро кубанские пассажиры смогут летать с комфортом?
         - Я на это очень рассчитываю. На мой взгляд, руководство Авиалиний Кубани приняло стратегически верное решение "разбавить" парк Як-42 новыми самолетами.
         - И все же, Максим Владимирович, любят ли деньги тишину?
         - Отчасти. Однако, чтобы привлечь деньги от облигационного займа, нам пришлось изрядно "пошуметь": всю, даже мало-мальски значимую, информацию о деятельности компании размещать на двух федеральных лентах новостей: в агентствах "АК&М" и РБК. Разработали и разместили в Интернете сайт компании, дважды устраивали презентации - в Москве и Краснодаре. Мой совет руководителям предприятий, решающим выходить на фондовый рынок: инвестор не даст ни копейки, пока, словно на рентгеновском снимке, не увидит все реальное положение дел в компании: контрагентов, должников, кредиторов, структуру акционерного капитала. Некоторые предприятия тушуются в связи с необходимостью раскрытия всей "подноготной", считают это вмешательством во внутренние дела фирмы, видят потенциальную угрозу в виде недружественного поглощения. Все эти страхи необходимо переступить. Мы, например, в своем инвестиционном меморандуме даже представили детальный перечень всех наших лизингополучателей, который, возможно, представляет прямой интерес для наших конкурентов. Зато инвестор может судить об уровне оптимальности размещения своих средств.
         - Кстати, о конкурентах. Не обижают?
         - Скорее стимулируют работать лучше. Если еще пару лет назад никакой конкуренции на лизинговом рынке края практически не ощущалось, то в последнее время требования со стороны потребителя повышаются. Иногда мы даже "пересекаемся" с нашими коллегами на одном и том же клиенте. Я расцениваю это как положительное явление, указывающее на оздоровление промышленного сектора экономики края.
         Вот ведь в чем дело: деятельность банков очень жестко регламентируется инструкциями Центрального банка РФ. Если финансовые показатели заёмщика по каким-то критериям не вписываются в требования ЦБ, банк вынужден создавать дополнительные резервы под такие займы, следовательно, "замораживать" излишние денежные ресурсы. В результате банкам интереснее работать с предприятиями, имеющими высокие финансовые показатели. Более того, за таких клиентов между банками идет нешуточная борьба. Весь юмор заключается в том, что иногда даже таким клиентам деньги не так уж и нужны: они могут привлечь их в любой момент и в необходимом объеме.
         Основная же масса предприятий не так блещет финансовыми показателями. Между тем именно здесь, в этой нише, зарождается малый и средний бизнес, здесь кроется огромный потенциал экономического роста, здесь более всего востребованы деньги. Наверное, не погрешу против истины, если замечу, что именно из-за нежелания или невозможности современного российского банковского сообщества направлять денежные средства в этот высоко рискованный сегмент рынка и позволяет лизинговым компаниям занять свою нишу, обусловливает бурный рост лизинговых услуг. Скажу образно: лизинг выступает в данном случае "доктором" больной экономики. Поэтому чем больше в крае будет присутствовать лизинговых компаний, тем динамичнее будет развиваться реальный сектор экономики Кубани, больше продукции и услуг будут получать наши земляки-кубанцы и больше налогов получит государственная казна.

         P.S.: Пока мы готовили данное интервью, пришли хорошие новости из Москвы: столичное агентство деловой прессы вручило ОАО "МИК" диплом "Лучшая лизинговая компания ЮФО".

На главную >>                           в раздел "ПРЕССА О НАС" >>



ТЕХНОМИР - дорожно-строительная техника в ЛИЗИНГ

Прокат автомобилей в Краснодаре


       © OАО "Муниципальная инвестиционная компания", 1998 - 2010