logo-МИК logo-МИК

home | карта сайта


ЛИЗИНГ НА КУБАНИ. ПЕРСПЕКТИВЫ - ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО "МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ" М.В. КАКЛЮГИНЫМ - Журнал «Лизинг-Ревю» №6 2004, стр.22-24

         Корреспондент "ЛР" встретился с заместителем генерального директора ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» М.В. Каклюгиным и попросил его ответить на ряд вопросов:

         - Максим Владимирович, расскажите об истории компании.
         - Когда в июле 1998 года Департамент финансов мэрии г. Краснодара и несколько частных учредителей создавали ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» (сокращенно - ОАО «МИК»), они еще не знали, что через пять лет их детище станет одним из лидеров Кубани среди компаний, оказывающих лизинговые услуги.
         Впрочем, выходцев из банковских структур, профессиональных работников фондового рынка - костяк основателей компании - и тогда объединяла одна общая идея. «Содействовать улучшению инвестиционного климата Кубани, участвовать в становлении инфраструктуры цивилизованного фондового рынка Краснодарского края» - по сей день эта идея является миссией ОАО «МИК».
         - Что отличает ОАО «МИК» от других лизинговых компаний?
         - Характерной особенностью ОАО «МИК» является независимость компании от какого-либо непрофильного учреждения или банка, ее самостоятельность. Не будучи «дочкой» крупной монополии или просто техническим инструментом по диверсификации вложений в руках банковской группы, ОАО «МИК» изыскивает ресурсы для финансирования текущих операций на рыночных условиях. Одной рукой занимая на рынке деньги, другой, размещая их в лизинговых операциях, компания выступает посредником между финансовыми структурами и реальным сектором экономики. Выполняя функцию, обратную функции «пылесоса» - не вытягивая деньги из экономики региона, а напротив, аккумулируя и возвращая их туда, где они нужны больше всего. Ведь лизинг как раз и призван решать задачу нехватки оборотных средств предприятий и дефицита в обновлении основных производственных фондов.
         - Так в чем же кроется феномен ОАО «МИК»? При современной тенденции «выжимания» посредников с рынка компании удается не просто успешно развиваться, а показывать ежегодную динамику темпов роста в 200-400% по отношению к предыдущему году.
         - Секрет прост: сделав ставку не на высокую ставку маржи лизинговой компании, а на увеличение оборота заключаемых сделок и повышение качества предоставляемых услуг, ОАО «МИК» имеет большое количество обращений не только от предприятий Краснодарского края, но и из Ростовской области и Ставрополья. Имея в своей основе здоровый рыночный фундамент, ОАО «МИК» успешно конкурирует как с компаниями, развивающимися на основе зарубежного капитала, так с государственными (бюджетными) организациями.
         Одним из основных активов предприятия, несомненно, является молодой, высокопрофессиональный коллектив сотрудников. С более чем 400-миллионным текущим лизинговым портфелем работает всего 10 сотрудников. Такая высокая производительность труда также является весомым вкладом в высокую эффективность деятельности компании, в общую конкурентоспособность ОАО «МИК».
         - Какова ситуация с рынком лизинговых услуг сегодня на Кубани?
         - Лизинг в Краснодарском крае сегодня, конечно, намного развитее, чем еще 3-4 года назад. Возможность обновлять производственные фонды, автотранспортный парк и оптимизировать при этом налоговую нагрузку широко используется местными бизнесменами и предпринимателями. ОАО «МИК» в 2000-2001 годах часто приходилось заниматься разъяснительной работой - проводить семинары, форумы, объяснять преимущества лизинга по сравнению с банковским кредитом или прямой покупкой. Ведь ОАО «МИК» - пионер лизинговой деятельности на Кубани. И большое спасибо мы должны сказать своему старшему товарищу - ЗАО «Московская лизинговая компания» (В.А. Коломийцев) за огромную методологическую, финансовую помощь. А сегодня на рынке края работают не менее 10 лизинговых компаний, и это очень позитивный сигнал - значит, есть потенциал для развития производства, есть условия для производителя найти возможность получить лизинговую услугу на конкурентных условиях. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что должной степени конкуренции на рынке лизинговых услуг в крае все еще нет. Причин этому три.
         Во-первых, высокая степень зарегулированности и лимитированности банковской системы в России в целом. Во-вторых, невысокий уровень развитости самих лизингополучателей. В-третьих, тот факт, что крупные игроки вкупе с солидным капиталом не пошли еще «в розницу», предпочитая работать по принципу «снятия сливок», начиная финансировать лизинговые операции от 1 млн. евро для крупных клиентов, минимизируя расходы и игнорируя потребности малого и среднего бизнеса.
         Вследствие первых двух причин среднестатистический заемщик не в силах удовлетворить завышенные требования банков по обеспечению займа, и ему выгоднее прибегнуть к услугам лизинговой компании. Ведь по самой природе лизинг не требует большого дополнительного обеспечения, так как сам предмет лизинга является залогом. В данном случае целью лизингополучателя является экономия оборотных средств и развитие производственных фондов за счет заимствований.
         В случае воздействия третьего фактора (отсутствие капитала в секторе среднего и малого бизнеса) успешно функционирующие предприятия обращаются за лизингом с целью оптимизации налоговых затрат (налоги на прибыль и на имущество). В силу указанных трех причин количество обращений потенциальных лизингополучателей на сегодня пока еще превышает предложение услуг лизинговыми компаниями, что указывает на отставание финансового сектора экономики от потребностей реального сектора.
         Такое отставание ведет к тому, что процентные ставки, начисляемые лизинговыми компаниями, пока еще достаточно высоки - до 15% и выше.
         - А из чего складывается процентная ставка ОАО «МИК»?
         - Из ставки привлекаемых ресурсов (средняя на сегодня - 16%), при лизинге транспортного средства - налог на владельцев, исходя из мощности, из маржи лизинговой компании и страховки. Наша маржа - это параметр, который мы готовы обсуждать в каждом конкретном случае в зависимости от рискованности проекта. В среднем это около 3% от балансовой стоимости оборудования. Что касается страховки, то уровень ставок здесь колеблется от 0,2% (за стационарное оборудование) до 6-7% (дорогая иномарка). Таким образом, учитывая схему выплат по аннуитету (проценты начисляются ежемесячно с остатка основной суммы долга), удорожание при лизинге в среднем выходит от 10 до 18% в год.
         - На что необходимо обращать внимание арендатору при сравнении условий, предлагаемых различными лизинговыми компаниями?
         -У разных компаний разные маркетинговые стратегии. Понятно, при отсутствии конкурентных преимуществ некоторым компаниям для привлечения клиента приходится применять богатый набор трюков и ухищрений.
         - Например?
         - Некая лизинговая компания объявляет, что ее услуги обходятся арендатору в 15% в год. Арендатор получает информацию от других компаний и принимает решение в пользу первой. Однако, заключив договор лизинга, он обнаруживает, что предмет лизинга будет учитываться не на балансе лизинговой компании, а на его балансе. Это уже плюс 2,2% налог на имущество. Потом обнаруживается, что ему необходимо застраховать предмет лизинга - еще 6%. Налог на владельцев транспортных средств невелик, но все же и его плюсуем. Затем ему говорят, что он сам обязан зарегистрировать автомобиль, пройти ежегодный техосмотр, оплатить ОСАГО. Получается, что наш арендатор заключил договор под расчетную ставку 27% годовых, да еще и в валюте. Когда называлась ставка 15% - называлась ставка удорожания в год, или так называемая цена лизинга. Как упоминалось выше, она всегда меньше, чем расчетная ставка по лизингу. Да и вообще, работая по методу учета имущества на балансе лизингополучателя, арендодатель действует на свой страх и риск - российское налоговое законодательство этот вопрос еще недостаточно отрегулировало, и вокруг вышеуказанного метода до сих пор идут оживленные дебаты и дискуссии.
         - Скажите откровенно, ОАО «МИК» тоже прибегает к такого рода маркетинговым уловкам?
         - Нет. Лукавство такого рода по отношению к клиенту всегда обходится значительно дороже, чем сиюминутная выгода от обмана. Да и репутация является очень сильным активом, рисковать именем, по меньшей мере, неосмотрительно.
         - Оказывают ли вам какую-то поддержку краевые власти?
         - Администрация края еще 4 года назад оценила те возможности, которые дает лизинг для развития экономики: в виде прямых инвестиций и косвенного эффекта в виде роста рабочих мест, увеличения отчислений в бюджеты всех уровней.
         Такой своевременный шаг, как принятие решения о субсидировании процентной ставки по кредитам, получаемым лизинговыми компаниями для заключения договоров с сельхозпроизводителями, позволил многим хозяйствам края обновить парк сельскохозяйственной техники. Причем, при субсидиях в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, труженики села несли реальную нагрузку в размере 6-7% годовых.
         - Какие задачи ставит перед собой ОАО «МИК» в следующем году? Каковы перспективы развития компании?
         - Выход на активно развивающийся фондовый рынок - вот наша основная задача. Сегодня ОАО «МИК» активно сотрудничает с девятью банками и двумя страховыми компаниями, и мы рады сотрудничать с ними и далее.
         Привлечение недорогих ресурсов от реализации облигационного займа, над которым мы работаем совместно со своим стратегическим партнером - группой компаний «Автобан», позволит не только снизить стоимость оказываемых услуг, но и диверсифицировать пассивы ОАО «МИК». На вырученные от облигационного займа средства планируется реструктурировать наиболее дорогие займы, приобрести новую технику для передачи в лизинг - а ведь она не будет обременена никаким залогом, и позволит компании обращаться за новыми ссудами. В этой области большую административную поддержку оказывают краевые власти. Так, департаментом по взаимодействию со структурами финансового рынка разрабатывается программа по субсидированию купонных ставок для предприятий, выходящих на фондовый рынок с дебютными размещениями, оказывается информационная помощь на различных совещаниях.

На главную >>                           в раздел "ПРЕССА О НАС" >>



ТЕХНОМИР - дорожно-строительная техника в ЛИЗИНГ

Прокат автомобилей в Краснодаре


       © OАО "Муниципальная инвестиционная компания", 1998 - 2010